ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Шахтёрская ОШ №8» (протокол №1 от 30.08.2022) УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Шахтёрская ОШ №8» от 07.09.2022 № 88 ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ в МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШАХТЁРСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №8» 1. Общие положения Настоящее положение о наставничестве (далее положение) В МБОУ «Шахтёрская ОШ №8» (далее Школа) разработано на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 декабря 2022 года - Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 2. Основные понятия и термины Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования. 3.2. Основными задачами наставничества являются: -разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; -разработка и реализация программ наставничества; -реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; -осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; -проведение внутреннего наставничества; мониторинга реализации и эффективности программ -формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; -обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора. Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.3. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором Школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами Школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих участников направления наставничества. 4.4. Наставляемыми могут быть обучающиеся: -проявившие выдающиеся способности; -демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; -с ограниченными возможностями здоровья; -попавшие в трудную жизненную ситуацию; -имеющие проблемы с поведением; - не принимающие участие в жизни Школы, отстраненных от коллектива. 4.5. Наставляемыми могут быть педагоги: -молодые специалисты; -находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; -находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; -желающие овладеть компетенциями и т.д. современными программами, цифровыми навыками, ИКТ 4.6. Наставниками могут быть: -обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; -педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; -родители обучающихся - активные участники родительских советов; -выпускники, заинтересованные в поддержке своей Школы; -сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; - успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; -ветераны педагогического труда. 4.7. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.8. Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается на добровольном согласии. 4.9. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.10. Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства с планами работы по наставничеству. 4.11. Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора. 4.12. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей Школы в целевой модели наставничества рассматриваются следующие формы наставничества: «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель -учитель», «Работодатель - ученик», «Студент - ученик». Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Работодатель ученик», «Студент - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.2. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.3. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: -оценка качества процесса реализации программы наставничества; -оценка мотивационно-личностного, компетентностного, участников, динамика образовательных результатов. профессионального роста 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 7. Обязанности наставника 7.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. 7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 7.3. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. 7.4. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. 7.5. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 7.6. Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника 8.1. Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8.3. Проходить обучение с использованием федеральных программ. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого 9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава Школы, определяющих права и обязанности. 9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации плана наставничества. 10. Права наставляемого 10.1. Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 10.2. Участвовать в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 10.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников 11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном, городском уровне. 11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 11.3. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+». 11.4. Создание на школьном сайте специальной рубрики "Наши наставники"; методической копилки с программами наставничества; доска почета «Лучшие наставники». 11.5. Награждение школьными и районными грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные письма на предприятия и организации наставников. 11.6. Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании предложений, касающихся развития Школы. 12. Документы, регламентирующие наставничество. 12.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; -приказ директора ОО о внедрении целевой модели наставничества; -целевая модель наставничества в Школе; -дорожная карта внедрения системы наставничества в Школе; - приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в Школе; -приказ «Об утверждении наставнических пар, групп»; -протокол заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.